7 Апр Комментариев нет admin Статьи ,

В любом обучение существует процесс из трех этапов:

  1. понимание
  2. применение
  3. закрепление

На первом этапе «понимания» нам необходимо уловить суть изучаемого предмета, хорошо разобраться, понять как все устроено и как это можно применить. На втором этапе мы пробуем полученные знания на практике, получаем результат и еще раз пробуем. На третьем этапе наша задача — перевести полученный опыт в сферу неосознанной компетенции. На этом этапе мы закрепляем эту схему, и новые знания становятся навыками, которые работают на нас уже автоматически.

Как эффективно проходить все 3 этапа обучения?

Первый этап обучения — «понимание».

Чтобы эффективнее учиться, необходимо знать как работает наше мышление. Представьте, что наша голова — это невероятно мощный компьютер с разными программами. При чем у всех программы и свойства этого компьютера могут быть различны, но базовые функции одинаковы. Итак, какие же базовые функции присуще нашему мышлению?

1) Мотивация. (Техника «Морковка сзади, морковка спереди»)

Мы не будем учиться, или будем учиться не внимательно, если у нас недостаточно мотивации. Поэтому, прежде чем, начинать что-то учить, необходимо ответить себе на вопрос: «Почему это для меня так важно?» Затем, нужно немного напугать себя и придумать для себя штраф. Что будет если вы не сделаете это («морковка сзади»)? Желательно, чтобы ваши обязательствами были кем-то проконтролированы. И далее приз («морковка спереди»)… решите, что вы подарите себе после обучения.

2) Два типа мышления

Есть два типа мышления: сфокусированное и рассеянное. Первый вариант — это сосредоточенное внимание на новой информации. Сфокусированное мышление использует левое полушарие мозга, детально исследуя новую информацию. При осознании этой новой информации внимание человека может удерживать только 7 ± 2 единиц информации (закон Миллера), не больше. А рассеянное мышление — это ассоциативное мышление, когда отпускается новая информация и соединяется в нашем сознании с огромным потоком новых ассоциаций. Чтобы усвоить новую информацию, наш мозг автоматически ищет сравнения и серию ассоциаций, которые у нас уже есть, и которые помогают нам лучше понять все новое. Поэтому, чтобы эффективнее учиться необходимо каждые 15-25 мин от сосредоточенного внимания к изучаемому предмету, переходить к рассеянному вниманию. Что это дает? Представьте, что сфокусированное мышление — это узкий коридор с 5-7 дверями. А рассеянное — это огромный коридор с неограниченным количеством дверей. Именно в рассеянном внимании ваш мозг находит необходимые ассоциации, чтобы лучше усвоить знания и новые идеи, которые указывают на то, как их лучше применить… Думаю, теперь вы понимаете знаменитую цитату Альберта Эйнштейна: «Ну почему все самые лучшие идеи осеняют меня, когда я моюсь в душе?»

3) Фрагментирование

Представим, что вам нужно выучить слово «телерадиокомпания». Проще всего это сделать, если поделить его на части: «теле», «радио», «компания». Тоже самое и в отношении любых новых знаний.

Например, если вам нужно выучить английский язык, то вы делите эту сложную задача на множество простых. То есть, вначале вашей целью может быть — выучить 300 слов, потом 1000 и так далее, пока не дойдете до продвинутого уровня знания английского. «Делить слона на кусочки, прежде чем съесть» — принцип, с помощью которого можно легко и комфортно освоить новые навыки.

4) Фокусировка (Техника «помидор»)

Фокусировка — важный элемент усвоения новых знаний. Но сегодня  навык концентрации дается очень и очень трудно. Современный человек живет в режиме постоянного переключения внимания. На это влияет телевидение, соц.сети и всевозможная реклама. Внимание постоянно переключается какими-то внешними факторами и сосредоточиться очень трудно. Когда мы учим что-то новое в нашем мозге формируются новые нейронные связи. И чем более мы сфокусированы, тем эффективнее закрепляются новые знания. При слабой фокусировки знания в одно ухо входят, из другого выходят.

Чтобы вернуть себе способность концентрироваться, существует одна простая техника «помидор» (автор техники Франческо Цирилло). Она  позволяет нам быть на максимуме своей эффективности, не перегружать себя. Как она выполняется? Выберете предмет изучения и отключите все внешние источники, которые могут вас отвлечь. Затем возьмите таймер,  поставьте его на 25 минут и с головой погрузитесь в изучаемый предмет. После того, как вы «схватили» тему, расслабтесь на 5 минут и отвлекитесь от предмета изучения (переход в рассеяное мышление). В эти 5 минут вы можете наградить себя чем-нибудь приятным, это может закрепить ассоциацию удовольствия от сосредоточенного обучения.

5) Перевод в долговременную память

После знакомство с изучаемым предметом, необходимо перевести все, что мы выучили из кратковременной памяти в долгосрочную. Как? Очень полезно помимо фокусировки конспектировать и записывать свое понимание изученного материала. Именно свое (так мы даем свободы собственным ассоциациям). Далее полезно с кем-нибудь этими знаниями поделиться, то есть рассказать о том, что вы поняли и выучили. Поэтому обучение в группах — это наиболее эффективный вариант обучения. Во время обсуждения  изученного материала с группой, наше сознание переходит в рассеянное внимание, где опять-таки находит множество нужных ассоциаций и идей.

Второй этап обучения — «применение»

 На этом этапе необходимо применить изученные знания на практике, иначе обучение бесполезно. Как лучше всего это делать?

1) Интеллектуальный способ применения

Здесь три варианта: повторить основные идеи в слух (не заглядывая в текст); составить план по применению на практике и рассказать кому-то свое понимание. Когда вы рассказываете информацию об изученном предмете, то сам рассказ уже будет являться вариантом интеллектуального применения.

2) Физический способ применения

 Вначале необходимо фрагментировать применение знаний на практике на «кусочки». После разделения, вы тренируете каждый элемент по отдельности, а в итоге в конце обучения вы складываете все в одну матрицу. Например, если вам надо учиться водить на автомобиле, вы после изучения теории, начинаете осваивать вождение по частям. Вначале вы учитесь трогаться, затем переключать скорость и т.д. А в конце по итогам обучения у вас складывается весь теоретический и практический опыт в единую картину, в новый навык. Помимо фрагментирования очень важен вопрос регулярности. Если вы начали что-то изучать, то уделяйте этому время регулярно. Чтобы создать новую прочную нейронную структуру в мозгу (встроить и закрепить), нашему организму необходимо по чуть-чуть, но регулярно получать новую информацию, которую вы хотите изучить.

Третий этап обучения — «закрепление»

Для более эффективного освоения новых навыков и их дальнейшего закрепления важно создать для себя систему мотивации, благодаря которой вы будете систематически осваивать новые знания и навыки. Как? Самый простой и действенный метод — это выбрать для себя минимум  на каждый день (например, если вы решили учить английский язык, то каждый день хотя бы по 20 минут вы должны это делать). Далее можно  взять на себя публичное обязательство перед вашими знакомыми, в котором вы им четко объявите о своем намерении делать это каждый день. Для подкрепления мотивации придумайте для себя систему штрафов и поощрений. Обычно, по закону внедрения новых привычек, через 20-30 дней новые знания, регулярно применяемые на практике, прочно закрепляются в вашей нервной системе. Другими словами, — переходят на уровень неосознанной компетенции. Вы просто знаете, делаете и вам это легко.

Применяйте эти методы эффективного обучения на практике, и сможете легко освоить массу новых полезных знаний и навыков, которые значительно поднимут качество вашей жизни на новый уровень.

Автор статьи: Максим Дудкин

Если тебе понравилась статья, и оказалась чем-то полезной, буду признателен тебе за «лайк» и твои комментарии, как обратная связь. И спасибо тебе за то, что поделился статьей с теми, кому может пригодиться эта информация.

Понравилась статья и хотите отблагодарить?
Просто нажмите на кнопочки социальных сетей и поделитесь с друзьями!